Главным источниками норм права о защите потребителя в Республике Беларусь стали Гражданский Кодекс РБ и Закон РБ «О защите прав потребителей». Может возникать потребность обратиться к иным правовым источникам при необходимости рассмотрения вопросов, связанных с возможностью реализации и защиты прав потребителей.

Под понятием «потребитель» в Законе, подразумевается не только физическое лицо, непосредственно приобретающее товар или услуги, но и гражданин, пользующийся ими. Например, если кому-то был подарен планшетный компьютер, то потребителем будет как даритель, сделавший покупку, так и одаряемый, непосредственно использующий его.

Закон определяет основные права потребителей и способы защиты их защиты:

  1. право на  достоверные сведения о потребительских  правах и способах защиты;
  2. право на достоверные сведения о товарах и производителях;
  3. выбор товаров, работ и услуг;
  4. качество товаров, работ, услуг, соответствующее условиям договора и законодательства;
  5. полноценное возмещение вреда, в том числе морального, причиненного недостатками товаров, работ или услуг;
  6. государственную, судебную, общественную защиту со стороны государства, своих законных прав и интересов;
  7. создание общественных объединений потребителей.

Этот перечень открыт и может быть дополнен иными элементами. В случае приобретения товара ненадлежащего качества, речь идет о продукте в случае обнаружения в нем недостатков. Недостаток товара – подтвержденное отступление качества от нормативных документов, договора или закона, определяющих требования к нему.

При обнаружении таких недостатков возможно требование:

  1. замены некачественного товара, на аналогичный надлежащего качества;
  2. разумного снижения покупной стоимости товара;
  3. немедленного безвозмездного устранения выявленных в товаре недостатков;
  4. возмещения расходов в случае самостоятельного устранения недостатков товара;
  5. расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар стоимости в соответствии со ст. 27 Закона.

В таких ситуациях возврат товара осуществляется за счет средств продавца, и он не вправе снижать размер компенсации из-за разумного износа, возникшего из-за полного и частичного использования. При этом необязательно возвращать товар в потребительской таре или упаковке. Такие требования могут предъявляться к поставщику или его представителю при банкротстве продавца или изготовителя, или иного приостановления или прекращения его деятельности.

Закон непосредственно не обязывает стороны проводить урегулирование споров в досудебном порядке, но это следует из ст. 422 ГК РБ. которая предполагает возможность обращения в суд с требованием об изменении или расторжении договора только после получения отказа от другой стороны. Игнорирование предложения о расторжении или изменении соглашения также служит основанием для обращения в суд.

Если истец не соблюдает досудебный порядок урегулирования конфликта и нормы ГПК в отношении подачи иска, судья откажет в возбуждении дела, руководствуясь ст. 246 ГПК РБ, в связи с наличием препятствий. В том случае, а если дело будет принято к производству, то останется без рассмотрения, по правилам ст. 165 ГПК.  При обращении с исками могут возникать препятствия, связанные с сокрытием продавцом данных о себе или производителе. В таком случае потребитель может обратиться в Управление Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и получить выписку с нужной информацией. Оплаченная за это пошлина, будет причислена к расходам в суде.

Требования покупателя по поводам возврата, обмена или снижения стоимости некачественного товара должны быть удовлетворены продавцом незамедлительно. Если для установления качества товара потребуется экспертиза такой срок может быть увеличен до двух недель. В случае нарушения этого правила за каждый день просрочки взыскивается неустойка в 1 % от стоимости товара или услуги, что не лишает потребителя права требовать компенсации морального вреда.

При рассмотрении споров о правах потребителей суды часто сталкиваются со сложной задачей поиска компромисса между интересами продавца и справедливыми требованиями потребителя, а потому. Отдельно существует список непродовольственной продукции, не подлежащий обмену и возврату, принятый Постановлением Совета Министров в 2009 году. 

Рейтинг: 9.40/10 - 78 голосов

Последние дела из судебной практики

О регистрации несовершеннолетнего в социальном жилье

Судебная практика адвоката Бажанова Е.В. по делам о регистрации несовершеннолетнего в социальном жилье.

Перейти
О расторжении трудового контракта в виду нарушения законодательства о труде

Судебная практика адвоката Бажанова Е.В. о расторжении трудового контракта в виду нарушения законодательства о труде.

Перейти

Свяжитесь с адвокатом сейчас

Чтобы записаться на очную консультацию в офисе адвоката либо онлайн-консультацию (посредством viber и т.д.), используйте форму ниже.